Возврат неиспользованных проездных документов (билетов) по странам СНГ и Балтии

Согласно статье 30 Соглашения о международном пассажирском сообщении (Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики:

§ 1. Пассажир или отправитель может получить обратно уплаченные им соответствующие провозные платежи. Плата за сервисные услуги, которая включена в стоимость проездного документа, возвращается пассажиру, если поездка не начиналась.

Требование на возврат платежей должно быть подтверждено вспомогательным документом о возврате места или соответствующей отметкой перевозчика на проездном/перевозочном документе. Эти отметки заверяются подписью с указанием даты и времени нанесения отметки, названия пункта продажи (станции). При отсутствии вспомогательного документа или отметки платежи не возвращаются.

Пассажир или отправитель вправе требовать нанесения отметки при любых изменениях условий договора перевозки.

Пассажир должен предъявить свой проездной документ перевозчику, который обязан подтвердить требование на возврат платежей в случаях:

  1. если проездной документ не использован полностью или частично вследствие болезни, несчастного случая с пассажиром или вследствие других вынужденных причин, происшедших непосредственно перед отправлением поезда или в пути следования, при представлении пассажиром соответствующей справки, подтверждающей указанные обстоятельства;
  2. если пассажир не может начать или продолжать поездку по вине перевозчика и если пассажир по этой причине отказывается от поездки;
  3. если пассажир за неимением места в вагоне, соответствующего его проездному документу, занял место в вагоне низшего класса (типа). Отметку об этом делает начальник поезда или проводник прицепного вагона;
  4. если по групповому проездному документу отправилось неполное количество участников группы. Руководитель группы обязан до отправления поезда предъявить проездной документ для передачи мест в реализацию и отметки;
  5. если пассажир отказывается начать поездку по причинам личного характера и в случае опоздания пассажира не более чем на 1 час после отправления поезда;
  6. если пассажир по причинам личного характера отказался от дальнейшей поездки на попутной станции и не позднее чем через 3 часа после прибытия поезда, с которым он следовал, предъявил свой проездной документ для отметки;
  7. во время остановки в пути следования с предъявлением проездных документов не позднее, чем через 3 часа после прибытия поезда, с которым он следовал.

Претензии по возврату платежей принимаются перевозчиком в сроки, установленные Статьей 37.

Возврат провозных платежей производится договорными перевозчиками в государстве оформления проездного документа.

§ 2. В случае если изменение условий договора перевозки или его расторжение произошло по вине перевозчика, пассажиру (отправителю) возвращается:

  1. стоимость билета и плацкарты за непроследованное расстояние, другие платы и сборы, если пассажир не может начать или продолжить поездку;
  2. стоимость группового билета и плацкарты участников группы, отказавшихся начать поездку, другие платы и сборы если при групповой поездке отправилось неполное количество участников группы;
  3. стоимость билета (или группового билета) и плацкарты за непроследованное расстояние, если пассажир отказывается от дальнейшей поездки на какой-либо попутной станции;
  4. разница между взысканной с пассажира стоимостью билета и плацкарты и стоимостью, фактически причитающейся за использованный им класс (тип) вагона и расстояние проезда, если пассажир за неимением места в вагоне, соответствующего его билету и плацкарте, совершил поездку в вагоне низшего класса (типа).
  5. стоимость перевозки багажа и грузобагажа за непроследованное расстояние. Если сданный багаж или грузобагаж задержан на промежуточной станции не по вине перевозчика, а таможенными органами или другими органами, то провозные платежи за перевозку багажа или грузобагажа не возвращаются на основании Статьи 39.

§ 3. В случае если изменение условий договора перевозки или его расторжение произошло по вынужденным причинам пассажира, отправителя (болезнь, несчастный случай и т.д.), возвращается:

  1. стоимость билета за непроследованное расстояние, кроме стоимости плацкарты и других плат и сборов:
    • если пассажир не смог начать или продолжить поездку и предъявил проездной документ для отметки в течение 10 суток после окончания срока действия подтверждающих документов;
    • если пассажир отказался от дальнейшей поездки на попутной станции и предъявил свой проездной документ для отметки не позднее чем через 3 часа после прибытия поезда, с которым он следовал;
  2. стоимость перевозки багажа и грузобагажа, кроме других плат и сборов, если отправитель отказывается от перевозки до начала погрузки багажа или грузобагажа в вагон;
  3. стоимость перевозки багажа за непроследованное расстояние, кроме других плат и сборов, если за это расстояние возвращается также стоимость билета;

Обязанность доказывания вынужденного характера причин возлагается на пассажира, отправителя. Если вынужденный характер причин пассажиром, отправителем не доказан, перевозчик при возврате провозных платежей руководствуется § 4 настоящей Статьи.

§ 4. В случае если изменение условий договора перевозки или его расторжение произошло по причинам личного характера пассажира или отправителя, возвращается исчисленная по применяемому тарифу:

  1. стоимость билета и плацкарты:
    • если пассажир предъявил проездной документ (кроме групповых) для отметки не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда, указанного на проездном документе;
    • если групповые проездные документы предъявлены для отметки за 7 суток до отправления поезда;
  2. стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты:
    • если пассажир предъявил проездной документ (кроме групповых) для отметки в интервале от 24 часов до 6 часов до отправления поезда;
    • если групповые проездные документы предъявлены для отметки менее чем за 7 суток, но не позднее, чем за 3 суток до отправления поезда.
  3. стоимость билета за непроследованное расстояние, кроме стоимости плацкарты:
    • если пассажир отказался начать поездку и предъявил проездной документ (кроме групповых) для отметки менее чем за 6 часов до отправления поезда, но не позднее чем через 1 час после отправления поезда;
    • пассажир отказался от дальнейшей поездки на попутной станции и предъявил свой проездной документ для отметки не позднее чем через 3 часа после прибытия поезда, с которым он следовал;
    • если групповые проездные документы предъявлены для отметки менее чем за 3 суток до отправления поезда, но не позднее 1 часа после отправления поезда;
  4. стоимость перевозки багажа и грузобагажа
    • если сданный багаж или грузобагаж взят обратно до отправления его со станции отправления;
  5. стоимость перевозки багажа за непроследованное расстояние
    • если сданный багаж взят обратно на одной из промежуточных станций при условии, что за это расстояние возвращается стоимость билета.

§ 5. За утраченные (украденные, утерянные) проездные документы и дубликаты утраченных (украденных, утерянных) проездных документов возврат уплаченных сумм не производится.

По восстановленным испорченным, разорванным, обгоревшим, подмокшим проездным документам возврат уплаченных сумм производится в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика, восстановившего проездной документ.

§ 6. При возврате провозных платежей за проезд пассажира или за перевозку багажа или грузобагажа с пассажира или отправителя удерживаются сборы, связанные с возвратом, кроме случаев, когда возврат провозных платежей производится в соответствии § 2 настоящей Статьи.

§ 7. Возврат уплаченных сумм в случаях, если пассажир возвратил свой проездной документ договорному перевозчику в государстве его оформления до начала поездки, производится (кроме случаев, предусмотренных по возврату групповых проездных документов и проездных документов, оплаченных по безналичному расчету), в соответствии с национальным законодательством.

В остальных случаях возврат производится в претензионном порядке по письменному заявлению пассажира или отправителя.

§ 8. Возврат уплаченных сумм по проездным документам, оформленным в одном государстве и предъявленным к возврату в другом государстве, производится в следующем порядке:

  1. пассажир должен предъявить перевозчику проездные документы для передачи мест в реализацию;
  2. перевозчик обязан сделать отметку о возврате мест. Пассажиру возвращается неиспользованный проездной документ и выдается вспомогательный документ АСУ «Экспресс». В случае отсутствия технической возможности выдать вспомогательный документ АСУ «Экспресс» на проездном документе ставится соответствующая отметка;
  3. возврат платежей производится договорным перевозчиком государства оформления по предъявлению проездного документа с отметкой перевозчика или по предъявлению проездного и вспомогательного документов.

§ 9. В случае уменьшения состава группы, при которой изменяется или исключается применение скидок, установленных действующими тарифами, производится перерасчет стоимости проезда групп.

§ 10. Порядок возврата провозных платежей устанавливается национальным законодательством договорного перевозчика.

Возврат денежных средств пассажирам за неиспользованные проездные документы, оплаченные по БПК, в билетной кассе, оборудованной POS-терминалами, осуществляется на БПК. В случае:

  • отсутствия POS-терминала;
  • оформления проездных документов в международном сообщении;
  • одновременного возврата и оформления нового проездного документа;
  • переоформления проездных документов

В случае отсутствия у пассажира БПК возврат уплаченных сумм производится в следующем порядке:

  • билетным кассиром осуществляется отметка о возврате мест;
  • пассажиру возвращается неиспользованный проездной документ и выдается вспомогательный документ АСУ «Экспресс»;
  • возврат денежных средств на БПК пассажира осуществляется в течение 6 месяцев, при предъявлении в билетную кассу оригинала проездного документа и вспомогательного документа, подтверждающего возврат мест.

Тариф, взысканный за бронирование мест и оформление проездных документов (билетов), не возвращается. За операцию по оформлению возврата платежей за неиспользованные проездные документы взимается установленная плата.

Во всех случаях возврата стоимости проезда за неиспользованные проездные документы (билеты) документы изымаются


Была ли полезна статья?
47% пользователей считают эту статью полезной
Вам необходима дополнительная информация?
Если Вы не смогли найти необходимую Вам информацию, напишите нам или обратитесь в Контакт-центр Белорусской железной дороги по телефону 105 beltelecom mts  velcom  life (круглосуточно). Перечень вопросов, по которым возможно обратиться к работникам Контакт-центра
Начало работы со справкой
2.Воспользуйтесь боковым меню справки

Просмотрите справочные рубрики сервиса БелЖД, которые выделены в боковом меню. Рубрики имеют вложенность (подрубрики) для более четкого cтруктурирования информации

3.Используйте поисковую строку

Быстрый поиск информационных статей по ключевым словам. Например, велосипед

4.Обратитесь в Контакт-центр БелЖД

Если Вы не смогли найти необходимую Вам информацию в справке, напишите электронное сообщение или позвоните по номеру 105 beltelecom mts  velcom  life

  • Бронирование билетов по телефону 105 beltelecommts velcomlife (круглосуточно).
  • Служба поддержки пассажиров Белорусской железной дороги по телефону 151 beltelecom mts velcom life (круглосуточно), электронному адресу brail@rw.by
  • Справочные услуги для лиц с нарушением слуха skype Минск, Гродно, Гомель
  • Поддержка пассажиров, находящихся за пределами Республики Беларусь, по телефону (+375 222) 39 25 47
Справочные услуги для лиц с нарушением слуха skype Минск, Гродно, Гомель
Поддержка пассажиров, находящихся за пределами Республики Беларусь, по телефону (+375 222) 39 25 47